Здравствуйте!
Самореализация - цель или процесс?
На мой взгляд, это процесс длиною в жизнь. И на пути к реализации себя через профессию или хобби мы сталкиваемся с задачами, проблемами, преградами, кто как называет периоды или ситуации, требующие от нас определенных усилий для решения и продолжения своего пути. И каждый решает проблемы по-своему: кто-то справляется сам, кому-то необходима помощь психолога / коуча.
«Хорошо помогать тому, кто сам справляется!», - это изречение я услышала на свадьбе в качестве напутствия отца жениха к новой, только что сформировавшейся семье. В одной фразе, на мой взгляд, заключена мудрость о сути личностного и профессионального развития: о самостоятельности и жизнестойкости, о пытливости ума и умении видеть и «брать» возможности, о праве на ошибку и умении обращаться за помощью без претензии и обид, умении принимать отказ и говорить «нет» и многом другом, что входит в понятие «жизнь».
Есть ли у Вас желание разобраться в ситуации, ответить на вопросы «Что происходит?», «Что нужно знать?», «Что нужно делать?». На какой вопрос в первую очередь Вы ходите получить ответ?
Большинство людей хотя знать, что делать. И приходят к психологу с этим вопросом. Секрет в том, что довольно часто, ответ на третий вопрос возможен, если получены ответы на первые два: понять, что происходит и что необходимо знать для того, чтобы перейти к третьему этапу.
Может ли человек самостоятельно решить проблемы? Безусловно, может. Но, бывают случаи, когда помощь психолога или коуча необходима. Например, человек, подходя к очередному этапу развития личного или профессионального, сталкивается с необходимостью получения нового опыта. В каких-то случаях человек справляется, в каких-то нет.
Психолог поможет понять, что происходи на самом деле, что необходимо знать о причинах явных и скрытых, какие возможные пути выхода и развития ситуации есть. Клиенту становится легче ответить на вопрос, что же он может сделать.
Профессиональное развитие взрослого человека - одно из направлений моей профессионально - творческой психолого-коучинговой деятельности.
Кто я? В работе с вопросами профессионального развития и карьерного роста я выступаю в роли психолога (социального, спортивного, телесно-ориентированного), коуча, арт-терапевта, конфликтолога. Сессии проходят в разных форматах:
- экспресс консультирование (1 - 2 сессии) - только очные встречи;
- краткосрочное консультирование (3 - 10 сессий) - очно и он-лайн;
- долгосрочное консультирование (от 3-х месяцев до нескольких лет) - очно и он-лайн.
Для кого? Исторически сложилось, что мои партнеры по развитию (клиенты) относятся к нескольким профессиональным направлениям:
- деловые люди разных профессий (собственники, предприниматели, наемные сотрудники, ТОП - менеджеры);
- спортсмены и тренеры;
- творческие люди;
- психологи и коучи;
- всегда рада новым открытиям. Вполне вероятно, Вы - представитель профессии, специфика которой привнесет новые возможности в работу по развитию Вашего жизненного опыта.
Про что работа? Темы запросов, с которыми ко мне обращаются, разнообразны. Выделю основные группы вопросов по теме профессионального развития и карьерного роста, с которыми работают клиенты в формате психологического консультирования и коучингового сопровождения:
- смена профессии (вынуждено, по собственной воле, после 40-ка лет);
- самореализация (в профессии, команде, коллективе, проекте)
- продвижение по карьерной лестнице (в рамках одной компании, переход в другую организацию, уход из найма);
- стагнация профессионального развития / спортивной формы (профессиональное, эмоциональное выгорание, профессиональная деформация);
- реабилитация после травмы, восстановление психологической спортивной формы;
- командообразование (в организации, в спорте);
- взаимоотношения (с коллегами, начальством, командой);
- конфликты (внутриличностные, межличностные, межгрупповые);
- управление эмоциями (переговоры, самооценка, самостоятельность );
- развитие ассертивности (выстраивание границ, адаптация поведенческих реакций, развитие позитивного мышления, делегирование);
- работа со страхами;
- цели, ценности, мотивация (осознание своей Я-концепции, калибровка соответствия Я-концепции своим представлениям / деятельности организации, команды);
- отношения со временем (time-management: дружба единицы времени с единицей дел);
- кризисные ситуации (ребрендинг, оптимизация, изменение социального или профессионального статуса, травма, уход компании с рынка, расставание с близким человеком, творческий кризис и т.п.);
- Ваш запрос.
Я-концепция - совокупность представлений личности о себе (убеждения, ценности, мотивации, социально-психологические особенности и т.д.).
Некоторые психологические проблемы, с которыми сталкиваются люди в профессиональном развитии, могут быть связаны с неопределенной я-концепцией, с затруднениями в профессиональной идентификацией, самоопределением, незавершенной самореализацией, несоответствием запросов и реальности, прохождением повторного профессионального самоопределения в случае смены профессии после 40-ка лет и т.д.
Довольно часто причины затруднений не воспринимаются как таковые, поскольку встроены в привычные модели мышления, эмоциональных и поведенческих реакций. Или у человека существует четкое ощущение, что он знает причину, от которой нужно срочно избавиться, например, чувство усталости. Но, не знает, как это сделать.
В любом из случаев я предлагаю рассказать о проблеме, внимательно слушаю, задаю вопросы. По необходимости подключаю к работе техники арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
В процессе работы клиенты проявляют невидимое, трансформируют то, от чего хочется избавиться, учатся формулировать запрос, принимать и осознавать получаемую информацию, использовать обратную связь от тела и психики в виде сопротивления (эмоциональные реакции: тревога, злость, страхи, телесные проявления, дыхание) как направляющие маркеры-помощники в исследовании.
Вы прочли часть статьи. Вам достаточно полученной информации? Появилась идея или мысль, которая приблизит Вас к решению Вашего вопроса?
Вполне вероятно, Вас заинтересует продолжение…о кризисах профессионального развития и карьерного роста.
Дальше я кратко расскажу суть кризиса как явления, пробегусь по этапам личностного и профессионального развития, обращу внимание на роль профессионального кризиса в становлении человека как личности.
В конце статьи будут вопросы от психолога - помощь в формулировании запроса, понимании, что происходит, что можно сделать.
Кризис профессионального развития - повод к развитию личностному!
Признаки профессионального кризиса: потеря интереса, индифферентность к новому, чувство, что жизнь проходит мимо, усталость, снижение профессионального уровня, появление желания что-то изменить в себе, переосмыслить ценности, снижение самооценки, разочарование в своих возможностях, чувство запутанности / растерянности / словно что-то упускается из вида и т.д.
В период кризиса человек переживает чувство неудовлетворенности собой, работой, окружением. Может быть движим желанием перемен, обновления, трансформации.
В работе с психологом Вам важно соблюдать одно простое правило - быть честным с самим собой и специалистом.
Кризис - (греч. krisis - решение) - резкое изменение, крутой перелом (Словарь Ушакова).
Профессиональное развитие взаимосвязано с развитием личностным. Этот факт нам с вами необходимо учитывать при работе с запросами на темы профессионального развития и карьерного роста. Проблемы личностного характера могут провоцировать сложность в карьере, а также в выборе профессии. И наоборот, проблемы в профессиональной жизни можно рассматривать как помощь в выявлении внутриличностных и межличностных конфликтов.
С момента рождения человек многократно проходит стадии развития, связанные с изменениями на всех уровнях (биохимическом, физическом, психическом, социальном).
Кризис является одним из необходимых периодов развития. Проблему кризисов развития личности исследовали Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Д. Левинсон, Г. Шихи, Э. Эриксон и др.
Периодизация развития Эльконина
- Кризис новорожденности
- Эпоха раннего детства (0-3 лет)
- Период младенчества (2-12 мес.). Кризис первого года жизни(малый кризис) — когда ребёнок начинает ходить, получает свободу в передвижении и возникают аффективно-заряженные мотивирующие представления, распад «пра-Мы» ;
- Период раннего возраста (1-3 года). Кризис 3-х лет (кризис «Я сам») — «большой» кризис, в котором происходит перестройка отношений ребёнка и взрослого в пользу автономии ребёнка.
- Эпоха детства
- Период дошкольного возраста (3-7 лет). Кризис 6-7 лет («малый» кризис), в котором происходит утрата детской непосредственности, что является фундаментом для психологической готовности к школе;
- Период младшего школьного возраста (7-11 лет): кризис 12 лет («большой» кризис), в котором происходит перестройка отношений со взрослыми, рождается особая форма самосознания — чувство взрослости.
- Эпоха подростничества:
- Период младшего школьного возраста (12-15 лет); кризис 15 лет («малый» кризис), в котором формируется эго-идентичность, рождается индивидуальное самосознание;
- Период старшего подросткового возраста (15-17 лет); кризис 17 лет («большой» кризис) — знаменует окончание эпохи подростничества и означает вступление во взрослость
В качестве примера приведу периодизацию взросления Л. Левинсона. Кризисные этапы названы переходами.
- Переход к ранней взрослости — 17 — 22 года;
- Переход 30-летия — 28- 33 года;
- Переход средней взрослости — 40- 45 лет;
- Переход 50-летия — 50- 55 лет;
- Переход к поздней взрослости — 60-65 лет.
Необходимо упомянуть этап смерти, который Е. Е. Сапогова определяет как кризис индивидуальной жизни - завершающее «критическое событие в жизни человека».
Различают нормативные, ненормативные, сверхнормативные кризисы личностного и профессионального развития.
- Нормативные - являются естественным этапом, переходным периодом между стадиями развития личностного и профессионального становления;
- Ненормативные - определены позитивными или негативными обстоятельствами, независящими от человека;
- Сверхнормативные (невротические, как их называл Э.Ф. Зеер)– внутриличностные кризисы, в т.ч. экзистенциальные.
Кризисный период может быть пережит человеком качественно. И тогда, повышается адаптивность личности как к своим собственным изменениям, так и к изменениям среды. Но, если человек, вне зависимости от возраста, отказывается (сознательно или неосознанно) проходить кризисный период, адаптивная способность личности к изменениям, всему новому, сложному снижается, а повышается и закрепляется способность к уходу в состояние жертвы, неврозам, депрессиям. Каждый последующий кризис одновременно дает человеку возможность как поддаться выученной стратегии совладания в кризисных ситуациях, т.е. снова отказаться, но уже с более сложными последствиями, которые могут проявиться в болезнях; страхах неизвестности, будущего, смерти; страхе самостоятельности и т.п., так и противостоять соблазну «сбежать» от психологического взросления, т.е., преодолеть какую-то конкретную жизненную ситуацию (например, сменить профессию; выйти из созависимых отношений, отгоревать утрату, остановить проявление агрессии, вместо предъявления претензии поблагодарить и т.д.).
Профессиональный кризис.
Развиваясь профессионально, человек также проходит кризисные периоды, которым посвящено много научных трудов, например, Л. И. Анциферова, Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, Дж. Сьюпер.
Стадии профессионального развития:
- допрофессионализм – этап первичного ознакомления с профессией (Макарова А.К.);
- оптация – период выбора профессии и пути ее приобретения (Климок Е.А.);
- оптация (личностное и профессиональное самоопределение) (Зеер Э.Ф.). Кризис самоопределения;
- профессиональное образование (Зеер Э.Ф.). Кризис ревизии и коррекции профессионального выбора;
- адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней (Климок Е.А.);
- профессиональная адаптация (Зеер Э.Ф.). Кризис профессиональных экспектаций;
- фаза интернала – приобретение профессионального опыта (Климок Е.А.);
- мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности (Климок Е.А.);
- вторичная профессионализация (Зеер Э.Ф.). Высококачественное выполнение профдеятельности. Кризис профессиональной карьеры. Обретение внешних подтверждений своего профессионального статуса (должность, зарплата и др. поощрения);
- фаза авторитета – достижение наивысшей квалификации (Климок Е.А.);
- мастерство (Зеер Э.Ф.). Творческий и инновационный уровень выполнения профессиональной деятельности, потребность в «обогащении» профессии, желание делиться своим опытом. Кризис социально-профессиональной самоактуализации. Формирование профессиональной репутации, авторитета и доверия.
- наставничество – передача опыта молодому поколению (Климок Е.А.).
- завершение профессиональной деятельности (Зеер Э.Ф.). Кризис утраты профессии. Поиск альтернативных возможностей самореализации.
Нормативные кризисы профессионального становления по Э.Ф, Зеер (Зеер Э. Ф., 2008):
- учебно-профессиональной ориентации (14-17 лет);
- профессионального обучения (16-21);
- профессиональной адаптации (18-25);
- профессионального роста (25-33);
- профессиональной карьеры (33-38);
- социально-профессиональной самоактуализации (38-55);
- угасания профессиональной деятельности (55-65);
- социально-психологической адекватности (65 и далее)
Обратите внимание на кризис под номером 6. Именно в период социально-профессиональной самоактуализации человек в возрасте 38 - 55 лет проявляет активность в поиске возможностей самореализации либо в рамках действующей профессии / карьеры, либо стремится к самоактуализации через смену профессии. Теме смены профессии после 40-ка лет будет посвящена отдельная статья.
Говоря об этом периоде, мы с Вами можем вспомнить кризис личностного развития - экзистенциальный кризис, кризис «опустевшего гнезда». Мысли об одиночестве, смысле бытия, своего предназначения, реализации жизненного опыта, словно подталкивают человека к действиям. Но, не всегда понятно, в какую сторону и каким образом направить энергию.
Ко мне часто обращаются с вышеперечисленными вопросами.
Т.о., выход из профессионального кризиса может быть и выходом из возрастного / экзистенциального кризиса.
Причины развития профессиональных кризисов.
Э.Ф. Зеер выделял причины, которые могут способствовать развитию профессиональных и карьерных кризисов:
- сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим статусом и отношениями в коллективе;
- социально-экономические условия (сокращение рабочих мест, снижение зарплаты, ликвидация предприятия);
- возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром эмоционального выгорания);
- вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение вакансии, в аттестациях);
- полная поглощенность профессиональной деятельностью (трудоголизм);
- изменения в жизнедеятельности (переезд, перерыв в работе, служебный роман и др.).
Не забуду упомянуть о профессиональных деструкциях, которые так же могут быть причинами профессионального кризиса.
Профессиональные деструкции, с т.з. Э.Ф Зеера,
- «это постепенно накопившиеся устойчивые изменения сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта». А исследования Макаровой А. К. позволят нам с вами узнать, что же способствует их развитию:
- замедление профессионального развития по сравнению с возрастными и социальными нормами;
- несформированность профессиональной деятельности;
- дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
- низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда;
- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
- ухудшение ранее имевшихся профессиональных данных, ослабление профессионально важных качеств;
- искажение профессионального развития, появление негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
- появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также неадекватной профессиональной позиции, особенно в профессиях, приносящих власть и известность);
- прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Чем обусловлены, с психологической точки зрения, профессиональные деструкции:
- неудачные мотивы выбора профессии;
- нереалистичные и неадекватные ожидания в начале карьеры;
- формирование стереотипов (шаблонов) профессионального поведения;
- наличие выраженных психологических защитных механизмов личности;
- эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся негативные эмоциональные состояния, нервно-психическое напряжение (синдром эмоционального выгорания);
- снижение уровня профессиональной активности, творческих проявлений и стремления к личностному и профессиональному развитию;
- снижение уровня интеллекта с ростом длительности стажа работы;
- индивидуальный потолок развития работника, обусловленный уровнем образования, интереса и удовольствия от работы, ограничения возможности карьерного роста;
- акцентуации характера, невротическое развитие личности;
- старение работника (социально-психологическое и профессиональное старение).
К ненормативным (внезапным, незапланированным) кризисам ученые относят:
- частичная или временная потеря трудоспособности (болезнь, травма и т. п.);
- лишение свободы и судебный запрет профессиональной деятельности;
- перемена места жительства (миграция и эмиграция), потеря собственного бизнеса (банкротство и т. п.);
- кардинальное изменение личных условий жизни с невозможностью работать по своей профессии, сокращение и многое другое.
Общее для этих ситуаций — потеря работы как источника существования
Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2008. Макарова А.К. Психология профессионализма, Москва, 1996.
Кризисы могут стать почвой, как для мыслей о профессиональной беспомощности и низком уровне компетентности, так и для актуализации зон профессионального и личностного роста. Одна и таже проблема может быть воспринята как профессиональный провал, или как ступень к достижению цели. Все зависит от мировоззрения человека, от его психической устойчивости и психологической зрелости.
Клиенты на сессиях успешно исследуют вышеуказанные проблемы, находят оптимальные возможности для принятия решений в профессиональной жизни и не только.
Подводя итог сказанному, предлагаю Вам обратить внимание на идею, подтвержденную как теоретическими трудами, так и практикой, - из любой ситуации есть выход! Кризис, локальный он или глобальный, не безвыходный лабиринт. Кризис - это освобождение от устаревших стереотипных моделей / ролей / убеждений. Кризис - это неотъемлемая часть Вашего развития. С Вами всё в порядке. Необходимо только разобраться в происходящем!
Совместно со мной Вы распутаете запутанное, проявите невидимое, решите по ощущениям нерешаемое, облегчите эмоциональное состояние.
Вопросы от психолога Ирмы Клименко.
На каком этапе профессионального развития находитесь Вы?
Присутствуют ли у Вас какие-либо признаки профессионального или эмоционального выгорания?
Что Вас устраивает, а что нет в Вашей профессиональной жизни или карьере?
Что Вы чувствуете, отвечая на предыдущий вопрос?
Ваш вопрос связан с карьерой или профессиональной деятельностью?
Ваш вопрос связан с эмоциональным состоянием? Что это за состояние?
Ваш вопрос связан с …? Опишите в нескольких предложениях (для себя).
Что Вы хотите для себя в контексте проблемы во время работы с психологом?
К чему Вы стремитесь?
Что, по Вашим ощущениям, мешает достичь желаемого?
Что, по Вашим ощущениям, может помочь в достижении намеченного?
Сформулируйте предварительный запрос.
Запишитесь на консультацию по WA или Telegram +7 903 157 9192
www.irmaklimenko.ru