В учебниках по психотерапии можно прочесть, что теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитических воззрений Фрейда (Freud S.), хотя сам он не интересовался такого рода психотерапевтическими возможностями арт-терапии, а основатель аналитической психологии Юнг (Jung C. G.), использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбург (Naumburg M., 1966).
Карл Юнг придавал особую значимость символам, считая, что через изображение символов в рисунках проявляется бессознательное. Благодаря этим отображениям, мы можем приблизиться к использованию символов в качестве исцеляющего средства. Символы и на психологическом, и на соматическом уровне вовлечены в процесс развития личности, названный Юнгом «процессом индивидуации».
Юнг видел ценность рисунков, содержащих символы из области бессознательного, способных быть фактором целебного воздействия. Метод свободных ассоциаций, предложенный К. Юнгом при работе с символами, вошел в практику работы со сновидениями.
Более основательное изучение арт-терапевтического процесса началось в 20-е годы XX в. с работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 году вышла первая монография, посвященная арт-терапии, - книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники», где проблема творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и в историческом и биологическом аспектах. В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 году при анализе сновидений своих пациентов Левис (Lewis N. D. S).
Согласно взглядам Гольдштейна (Goldstein K.), творчество - это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
По мнению Абрахама Маслоу (Maslow А.), основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, А. Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза. Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии - в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.
Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях.
Неоценимый вклад в развитие арт-терапии внесли такие художники и психологи как Эдвард Адамсон, Джон Тимлин , Маргарет Наумбург, Эдит Крамер и многие другие.
Художник Эдвард Адамсон (1911-1996) Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством.
Он и его партнер и соратник, Джон Тимлин опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения, т.е. возможность дать людям прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван «невмешательство».
В настоящее время понятие «Арт-терапия» имеет несколько значений :
- совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
- комплекс арттерапевтических методик;
- направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;
- метод.