Арт-терапия

Практикующий психолог
Ирма Клименко
арт-терапевт коуч

Консультации для взрослых
онлайн, в кабинете

Лекции, тренинги
мастер-классы для
физических и юридических лиц


Психолог в Москве | Психолог в Куркино | Психолог в Химках
Услуги арт-терапевта
Эмоции | Общение | Сексуальность | Карьера | Кризисы
  • Восстановление психоэмоционального состояния
  • Обучение стрессоустойчивости и саморегуляции
  • Коррекция системы общения и взаимодействия
  • Определение возможностей самореализации
  • Гармонизация сексуальной сферы
Что такое арт-терапия?
Мне часто задают вопрос: "Что такое арт-терапия?"
На своем сайте я решила рассказать про арт-терапию как направление работы психолога, психотерапевта, психиатра, раскрыть тайну истории создания, показать возможности использования техник в работе с различными запросами как для клиента, так и для специалиста.

Приятного знакомства!
Психолог Ирма Клименко
Арт-терапия: универсальный метод работы с любым запросом
Уникальность метода в его универсальности.
Прост в использовании, интересен результативностью.
Подходит:
  • для детей и взрослых
  • для индивидуальной и групповой работы
  • для он-лайн формата и личного общения
  • для работы с темами: финансы, семья, сексуальность, профессия, бизнес, эмоции, развитие, ресурсность и т.д.
  • для тех, кто умеет и не умеет рисовать, лепить, музицировать, танцевать и т.д.
    Арт-терапия: исцеление искусством
    Арт-терапия - АТ- (лат. ars – искусство, греч. therapeia) – терапия средствами искусства. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности (Коджаспирова Г.М Педагогический словарь. - М. 2005).
    АТ - метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
    АТ - терапия с помощью и посредством творческого мышления.
    Арт-терапия: фокус на глубинной сути человека
    Важно понимать, что арт-терапия не является средством обучения рисованию, цветопередачи, лепке, танцам, музицированию и т.п. Для этого существуют специальные обучающие программы.

    В арт-терапии фокус внимания сосредоточен не на эстетичности, правильности или реалистичности продукта творчества, а на его глубинной сути, благодаря которой человек получает доступ к вытесненной информации. Человек учится полученную информацию воспринимать, принимать, анализировать, использовать в своем жизненном опыте, т.е. в повседневной жизни.

    Любые каракули или жест, звук произведенный человеком или воспоминания о звуке, комок пластилина или отпечаток на глине способны пробудить спонтанные ассоциации и мысли, или же выявить блоки, которые мешают творческому (жизненному) процессу.
    Арт-терапия современная: направления и модели
    Современные направления:
    • изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;
    • имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
    • музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
    • сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
    • кинезитерапия – воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями) хореотерапию, и т.п.
    Модели: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая.
    Арт-терапия: цели и задачи
    Цели направления "арт-терапия":
    • восстановление целостности, т.е. гармонизации через воссоединение души, разума, эмоций, тела, сознания;
    • приобретение многогранности восприятия мира;
    • исследовать свои границы и границы другого человека;
    • учиться быть благодарным за то, что есть возможность развития.

    Задачи направления "арт-терапия":
    • пробудить креативность, развивать творческое начало, прокладывать путь к душе;
    • выплеснуть, разблокировать вытесненные переживания;
    • помочь человеку увидеть, что выбор остается за ним: "Только я могу выбирать с кем, куда, когда и для чего иду."
      Арт-терапия: возможности метода - коррекция, развитие, адаптация
      Метод арт-терапии предполагает:
      • работу через рисунок (пастель, акварель, гуашь, карандаши), метафорические ассоциативные карты, пластилин, глину, песок, музыку, символы (слово, цвет, формы и т.д.), танец, фотографию, кино, создание масок, сказки и др.;
      • бережный путь работы с травмирующими ситуациями, негативными эмоциями, а так же с радостью и счастьем;
      • развитие творческого самовыражения, воображения;
      • возможность "услышать" и понять себя;
      • посмотреть на модели поведения в жизненных ситуациях со стороны;
      • способ научиться самостоятельно анализировать свои состояния, эмоции;
      • отличная возможность эмоциональной разрядки;
      • возможность обрести внутреннюю опору и силу для принятия жизненных решений;
      • возможность учиться свободному самовыражению;
      • получить удовольствие от процесса и от себя в процессе
      • возможность учиться адекватно вписывать свой внутренний мир в мир социальный, т.е. взаимодействовать с миром, не теряя своей аутентичности (самости).
      Арт-терапия: особенности метода
      Триадичность. Метафоричность. Ресурсность.
      Триадичность.
      Доступ к информации
      В процессе арт-терапии три участника: терапевт/психолог, клиент и результат творческой деятельности клиента.
      С помощью выразительных средств в процессе работы с запросом человек может получить доступ к той закрытой по разным причинам информации, которую в обычном режиме работы получить не возможно из-за сильного влияния сверх контроля. Сознание включает сопротивление в виде страха, выражающегося в агрессии, претензиях, обидах, обесценивании и т.п., как отклик на желание человека жить как-то иначе, изменить то, что ему не нравится, от чего он уже устал.
      Применяя метод арт-терапии, возможно "усыпить бдительность" сверх контроля и безопасно для человека (так, чтобы не было страшно) выйти на информацию, необходимую для прояснения реальной картины происходящего.
      Метафоричность.
      Опыт через свободные ассоциации
      Продукт творчества человека и/или вспомогательные средства (метафорические карты, фото, кинофильмы, музыкальные произведения и т.д.) являет собой некий символ с зашифрованной информацией, которую необходимо расшифровать. Сделать это можно через свободные ассоциации, метафоры.
      В процессе творчества человек научается говорить с собой на своем же языке и разрешать себе проживать свои эмоции сохранно для себя, преобразовывая информацию в опыт, который можно применять в повседневной жизни.
      Ресурсность.
      Скрытое становится явным
      Ресурс - энергия, жизненная сила человека, эмоция, заблокированная (вытесненная) из сознания и памяти ка неблагоприятная (травмирующая), хотя, в некоторых случаях только воспринимаемая как таковая, но на самом деле не является страшной или болезненной.
      При помощи метода арт-терапии возможно аккуратно выявлять, исследовать, проходить блоки, выстаиваемые страхом, и получать доступ к ресурсному материалу.
      .
      Арт-терапия: немного истории
      В учебниках по психотерапии можно прочесть, что теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитических воззрений Фрейда (Freud S.), хотя сам он не интересовался такого рода психотерапевтическими возможностями арт-терапии, а основатель аналитической психологии Юнг (Jung C. G.), использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбург (Naumburg M., 1966).

      Карл Юнг придавал особую значимость символам, считая, что через изображение символов в рисунках проявляется бессознательное. Благодаря этим отображениям, мы можем приблизиться к использованию символов в качестве исцеляющего средства. Символы и на психологическом, и на соматическом уровне вовлечены в процесс развития личности, названный Юнгом «процессом индивидуации».
      Юнг видел ценность рисунков, содержащих символы из области бессознательного, способных быть фактором целебного воздействия. Метод свободных ассоциаций, предложенный К. Юнгом при работе с символами, вошел в практику работы со сновидениями.

      Более основательное изучение арт-терапевтического процесса началось в 20-е годы XX в. с работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 году вышла первая монография, посвященная арт-терапии, - книга П.И. Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники», где проблема творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и в историческом и биологическом аспектах. В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 году при анализе сновидений своих пациентов Левис (Lewis N. D. S).

      Согласно взглядам Гольдштейна (Goldstein K.), творчество - это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

      По мнению Абрахама Маслоу (Maslow А.), основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, А. Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза. Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии - в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

      Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях.
      Неоценимый вклад в развитие арт-терапии внесли такие художники и психологи как Эдвард Адамсон, Джон Тимлин , Маргарет Наумбург, Эдит Крамер и многие другие.

      Художник Эдвард Адамсон (1911-1996) Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством.
      Он и его партнер и соратник, Джон Тимлин опубликовали книгу «Искусство как исцеление» в 1984 году, где продвигал идею свободного выражения, т.е. возможность дать людям прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван «невмешательство».

      В настоящее время понятие «Арт-терапия» имеет несколько значений :
      - совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
      - комплекс арттерапевтических методик;
      - направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;
      - метод.
      Продолжительность сессии
      Продолжительность общения по видеосвязи
      Skype или WhatsApp - 30-55 минут
      Сессия в кабинете психолога 55 минут
      Месторасположение кабинета: м. Пушкинская, Достоевская.
      Куркино
      Обратите внимание
      Если Ваши планы изменились, отмените, пожалуйста, запись за 24 часа до сессии.

      При аннуляции сессии в кабинете психолога менее, чем за 24 часа, необходимо оплатить стоимость аренды кабинета.
      Виды арт-терапии в моей практике
      В разработке
      Изо-терапия
      Метафорические ассоциативные карты
      Цвето-терапия

      Сказкатерапия
      Библиотерапия
      Звоните и записывайтесь на консультацию
      Telegram
      Messenger
      Skype
      Phone
      WhatsApp