Психосинтез в работе психолога
ИРМЫ КЛИМЕНКО
Личностный и духовный психосинтез
Развитие психоэмоциональной сферы
Психосинтез – метод психологического развития и самореализации, подаренный нам итальянским психотерапевтом Роберто Ассаджиоли, который одним из первых психоаналитиков признал духовную природу человека, убедился на практике, что любовь, мудрость, творчество и воля должны быть включены в поле психологии и психотерапевтической практики [Р. Ассаджиоли, 2016].

Суть психосинтеза: гармоничное объединение всех ощущаемых, невидимых, часто конфликтующих, частей личности вокруг общего центра [Р. Ассаджиоли, 2016]. Где общий центр – ядро личности (сама личность), а части – психические процессы*, черты характера, психические свойства личности**, модели поведения и т.д.
Части личности Р. Ассаджиоли назвал «субличностями».

Важный аспект психосинтеза – отношение психолога / психотерапевта к жизни, и взаимодействие его с человеком, запрашивающим помощь (клиентом).

С помощью психосинтеза происходит развитие, воспитание, трансформация
  • само- восприятия, оценки, ценности;
  • личностных качеств (эмоциональные, интеллектуальные, социальные, моральные, поведенческие, физические);
  • черт характера (гибкость, ехидство, жадность, благородство, капризность и др.);
  • чувств и эмоций (страх, стыд, вина, злость, претензии, обида, зависть, доброта, благодарность, нежность и др.);
  • стратегий поведения (агрессивное, пассивное, избегающее, аутоагрессия, сотрудничество, с ориентиром на другого, самостоятельное и т.д.) в различных ситуациях (стресс, кризис, конфликт, просьба о помощи, принятие решения, выбор и т.д.);
  • мышления критического, творческого, диалектического.

В процессе взаимодействия с психологом, человек
  • вырабатывает навык выявления разнообразных, зачастую конфликтующих, частей личности (субличности);
  • учится отделять свою личность от субличностей, что дает возможность исследовать каждую часть без личностной эмоциональной привязки
(например, не «я злая», а «я испытываю злость в определенных ситуациях»);
  • в процессе исследования приходит к пониманию, принятию частей личности без критики и осуждения
(например, разрешение каждому эмоциональному состоянию быть в поле личности, уметь распознавать степень проявленности и адекватности ситуации, развивать навык управления эмоциями и т.д.);
  • трансформирует образ мышления от дихотомического (эмоция или поступок плохой-хороший) к диалектическому / многомерному
(определенная часть, например, проявление агрессии в поведении, как реакция защиты, была сформирована в определенной жизненной ситуации, и помогала выживать. Но, человек вырос, модель поведения требует развития в сторону изменения либо эмоциональной реакции, либо степени проявленности, а человек по-прежнему использует старые нейронные связи, что мешает и развитию личности, и взаимодействию с людьми).
У личности нет «плохих» и «хороших» частей. Есть факты образа мышления, эмоциональных реакций, моделей поведения, которые либо способствуют развитию и самореализации, либо помогают невротизации и деградации личности;
  • выявляет «устаревшие» модели развития, которые помогали в определенный период жизни удовлетворять конкретную потребность, и «перевоспитывает» их в соответствии с актуальной действительностью
(ситуация, в которой две стороны имеют разное мнение по одному вопросу, и вместо того, чтобы выслушать другого и рассказать своё видение, у одного из собеседников включается схема: раздражение - истерика – конфликт – скандал – уход от обсуждения - обида);
  • приходит к выводу, что субличности необходимо воспитывать, управлять ими, иначе неуправляемая часть может начать доминировать (жажда мести, например, или обида и предъявлением претензий) и привести к плачевным последствиям;
  • выявляет конфликтующие части, искажения в восприятии конкретной ситуации / себя / мира
(несоответствие желания с реальностью – желание быть идеальным / героем / всемогущим, чтобы заслужить любовь матери / принятие определенным сообществом и т.п.);
  • познает различие своих собственных реакций от выученных
(выученный страх – ребенок научается бояться того, чего боится родитель, хотя по природе своей, он не испытал страх в конкретной ситуации. Например, видя, что мама сильно (до паники) испугалась, когда погас свет, ребенок начал бояться темноты);
  • выходит из внутриличностных конфликтов
(например, у человека способности к живописи, а семейно-родовые традиции, собственные неудовлетворенные потребности диктуют родителям направить фокус внимания ребенка на иную профессию. Повзрослев, человек, ощущая внутренний конфликт личных интересов с желаниями родителей, может сменить профессию, или возобновить занятия живописью в качестве хобби);
  • научается самостоятельно выявлять ограничивающие убеждения / искажения восприятия / конфликтующие части;
  • через разотождествление с частями, и воспитании в себе новых качеств, человек приходит к вопросу: «А что же тогда личность? Кто Я?», открывая новый путь в исследовании и прохождении экзистенциального кризиса в безопасном для психики режиме;
  • формируются новые нейронные связи.

В результате работы с психологом, у человека формируется умение выявлять прихворнувшие (невоспитанные) части личности, понимать, какая потребность не удовлетворена, находить адекватные способы удовлетворения конкретной потребности через воспитание субличностей, открывать для себя свою аутентичность (уникальность), свою ценность, принимать её, вписывать в общество.

Цель работы– интеграция автономной, внутренне свободной личности в активную жизнь в согласии с собой, обществом и миром, способной к самопознанию и самореализации согласно природным способностям, таланту, дару.

Пример из практики разотождествления личности с личностной чертой.
Запрос: понять, почему дела не делаются вовремя.
Утверждение клиентки: «Я ленивая! Знаю, что могу сделать с лёгкостью, но лень».
Ленивая – характеристика одной из черт личности. Но, в системе самовосприятия клиентки, «ленивая» приписывалось самой личности.
Разотождествление: не «я ленивая», а «у меня есть черта – леность». Мы отделяем черту от личности. Черта выступает как отдельные объект, который можно дальше исследовать.
Р. Ассаджиоли обозначил внутренние части личности как субличности. Леность, в данном случае, и есть субличность, нуждающаяся в проявлении, понимании, какую потребность клиентка закрывает (удовлетворяет), используя данную черту характера. И после исследования, приступаем к ответу на запрос.

Пример субличности из эмоционального спектра.
Запрос: наладить взаимодействие с подчиненными.
Утверждение клиента: «Я строгий руководитель. А сотрудники за глаза называют меня злым, надменным, невыносимым». «Я строгий» меняем на «у меня есть черта - строгость». В процессе исследования субличности «строгость», как отдельного от личности объекта, выяснилось, что качество, понимаемое клиентом как строгость, воспринимается сотрудниками как злость, надменность. Далее, работа над выявлением и развитием необходимых качеств для гармоничного взаимодействия, т.е., работа над ответом на запрос.
--------
Субличности необходимо исследовать, воспитывать, учиться ими управлять и направлять, объединяя их вокруг центра – самой Личности, которую, как выясняется в процессе работы, тоже необходимо заново для себя открывать.

Этапы работы:
  • От темы обращения к конкретному запросу
  • Выявление части (субличности), которая нуждается в исследовании
  • Исследование субличности, мотивов, потребностей, ценностей, конфликтов
  • Принятие выявленной части
  • Воспитание, развитие, управление субличностью
  • Интеграция исцеленной части в повседневную жизнь личности
  • Развитие навыка стабилизации психоэмоционального состояния, в случае новых, непредвиденных обстоятельств / условий жизни, повлиявших на проявление нежелательной реакции.
Цель для клиента: научиться самостоятельно проходить все этапы работы; исцеляя себя, гармонизировать взаимоотношения с партнером, детьми, родителями, коллегами, руководством, миром и т.д..

Чуть больше информации по теме психосинтеза.

Психо - (от греч. Ψυχή) - душа
Синтез (греч. Σύνθεσις) – соединение, сочетание, составление. Соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется в процессе познания и в практической деятельности [БРЭ].
Психосинтез - соединение (восстановление) души (психических процессов, духовности).

В одном из интервью, Р. Ассаджиоли объясняет своё понимание психосинтеза, на примере биоситеза.
«Здоровое тело человека - это лучший пример биосинтеза, где каждая клетка орган и система стремиться поддержать общее здоровье и жизнь организма.
Биологический синтез: каждая клетка, каждый орган, каждая система стремиться к сохранению и развития тела. В их содействии, есть единодушие, н при этом клетка сердца остается клеткой сердца, а клетка печени остается клеткой печени, и они не перемешиваются.

Но каждый элемент выполняет собственную функцию так или иначе независимо до определенного момента, но в согласии с другими.

Психосинтез, в общем смысле, это отношение, собирающее в органичное целое различные, а иногда, и конфликтующие элементы. При этом «каждый элемент сохраняет свою индивидуальность и функцию, взаимодействуя с другими элементами» (из интервью).

Р. Ассаджиоли выделял Личностный и Духовный психосинтез, обращая внимание, что Духовный психосинтез возможен только через психосинтез Личностный.

Стремление к духовному развитию (к достижению модного состояния Дзен), игнорируя внутриличностное развитие через признание/понимание/трансформацию проблем эмоционального / мыслительного / поведенческого / мотивационного характера, приводит к усугублению проблемы, от которой человек бежит в фантазийный мир псевдодуховного развития.

Для себя, я сформулировала определение психосинтеза так:
психосинтез – процесс обретения человеком аутентичной (природной) личности через исцеление, очищение отдельных частей личности и воссоединения их на качественно новом уровне психологического благополучия, здоровья психического и телесного. Что, в свою очередь, открывает путь к следующей ступени развития – психосинтезу духовному.

Таким образом, психосинтез - органичный союз на разных уровнях:
  • Отношение специалиста к себе
  • Отношение специалиста к жизни
  • Отношения между специалистом и клиентом
  • Отношение психического, телесного, когнитивного, духовного в контексте отдельного человека
  • Союз психического (личностного), в котором каждый элемент сохраняет свою индивидуальность и функцию, взаимодействуя с другими элементами, стремясь поддержать общее здоровье и жизнь организма.
  • Союз психического (духовного)
  • Взаимоотношение людей на личностном уровне
  • Взаимодействие людей на духовном уровне
  • Органичный союз общества в целом, как на личностно-психическом, так и на психо-государственном (духовное здоровье страны) уровнях.
_________________________
Примечания
*Психические процессы:
Познавательные: ощущение, воображение, внимание, восприятие, мышление, речь, представление, чувствительность.
Эмоциональные: эмоции, чувства, аффекты, стресс.
Волевые: борьба мотивов, постановка целей, принятие решений [Ефимова, 2013].
** Психические свойства личности: Я-образ, Я-концепция, самооценка, самовосприятие, мотивация, способности, темперамент, характер [Ефимова, 2013].

Литература
  • Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. ИОИ М. 2016.
  • Большая Российская энциклопедия URL: https://bigenc.ru/c/sintez-7f2e00
  • Ефимова Н.С Основы общей психологии, учебник, ИД «Форум», 2013.
  • Интервью с Роберто Ассаджиоли URL: https://www.youtube.com/watch?v=VCoyW2r1YtQ
Звоните и записывайтесь на консультацию
Telegram
Messenger
Skype
Phone
WhatsApp