Арт-терапия – профессиональный метод в работе психолога.
Уверена, многие из нас слышали слово арт-терапия, а кто-то знаком на практике с данным методом работы специалистов помогающих профессий (психологов, психотерапевтов, социальных работников).
В своей частной практике я периодически сталкиваюсь с мнением, что арт-терапией можно называть мастер-классы / тренинги, на которых нам дают знания по технике рисования, работе со светом и тенью. Да, соприкасаясь с цветом и сюжетом, несомненно, мы входим в определённой состояние. И после завершения занятия получаем результат в виде рисунка / скульптуры и т.п., выполненного по определённым правилам. А наше внутреннее состояние оцениваем субъективно лучше по сравнению с тем, в котором были в начале занятия. Но, называть арт-терапией такие мастер-классы было бы ошибочным.
Посему, я решила кратко и по сути рассказать, что же такое арт-терапия в действительности. И какие уникальные способности открывает в себе человек, работая со специалистом или самостоятельно, обращаясь к техникам арт-терапии.
Арт-терапия — универсальный метод работы с любым запросом Уникальность метода в его универсальности. Подходит для:
· детей и взрослых
· индивидуальной и групповой работы
· on-line и off-line форматов
· работы с темами: карьера, коммуникация, кризисы, финансы, семья, сексуальность, профессия, бизнес, эмоции, развитие, ресурсность и т.д.
· тех, кто умеет и не умеет рисовать, лепить, музицировать, танцевать и т.д.
Суть метода: исцеление искусством Арт-терапия — АТ- (лат. ars — искусство, греч. therapeia) — терапия средствами искусства. Служит способом освобождения от внутриличностных конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности (Коджаспирова Г.М Педагогический словарь. — М. 2005).
АТ — метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
АТ — терапия с помощью и посредством творческого мышления.
В работе используют как продукты собственной творческой деятельности (рисунки, аппликации, фигурки, куклы, маски, фотографии и т.п.), так и работы других авторов (предметы искусства, книги, МАК — метафорические ассоциативные карты и др.).
Фокус на глубинной сути человека Важно понимать, что арт-терапия не является средством обучения рисованию, цветопередачи, лепке, танцам, музицированию и т.п. Для этого существуют специальные обучающие программы.
В арт-терапии фокус внимания сосредоточен не на эстетичности, правильности или реалистичности продукта творчества, а на его глубинной сути, благодаря которой человек получает доступ к вытесненной информации. Человек учится полученную информацию воспринимать, принимать, анализировать, использовать в своём жизненном опыте, т.е. в повседневной жизни.
Любые каракули или жест, звук произведённый человеком или воспоминания о звуке, комок пластилина или отпечаток на глине способны пробудить спонтанные ассоциации и мысли, или же выявить блоки, которые мешают творческому (жизненному) процессу.
Отличие технологии работы в АТ. Важным отличаем в арт-терапевтической работе является конкретный запрос на работу.
Запрос формулирует сам человек (клиент, пациент) самостоятельно или с помощью психолога.
Человек адресует запрос по конкретной проблеме своему подсознанию, которое при помощи, например, рисунка даёт ответ в виде символов.
Получив ответ — символ, клиент совместно с психологом анализируют и переводят "текст" рисунка с языка неосознаваемого на язык сознания конкретного человека. Невидимое становится видимым. А, значит, то, что было непонятным, становится понятным и, тем самым, теряет свою остроту и силу влияния. Перестаёт быть страшным / странным и тормозить, например, принятие решения.
Таким образом, работа через символы предоставляет возможность обходить строгий гиперконтроль сознания, блокирующий доступ к психическому ресурсу способностей человека и получать качественную информацию от самого себя и мира.
Применяя метод и техники АТ, мы получаем тактичный по отношению к психике вариант работы со сложными, травмирующими ли неосознаваемыми жизненными ситуациями.
Современные направления и модели АТ Направления:
· изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;
· имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
· музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
· сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
· кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движениями) хореотерапию, и т.п.
Цели и задачи АТ: Цели направления:
· восстановление целостности, т.е. гармонизации через воссоединение души, разума, эмоций, тела, сознания;
· приобретение многогранности восприятия мира;
· исследовать свои границы и границы другого человека;
· учиться быть благодарным за то, что есть возможность развития.
Задачи направления:
· пробудить креативность, развивать творческое начало, прокладывать путь к душе;
· выплеснуть, разблокировать вытесненные переживания;
· помочь человеку увидеть, что выбор остаётся за ним: "Только я могу выбирать с кем, куда, когда и для чего иду."
Метод арт-терапии предполагает: · работу через рисунок (пастель, акварель, гуашь, карандаши), метафорические ассоциативные карты, пластилин, глину, песок, музыку, символы (слово, цвет, формы и т.д.), танец, фотографию, кино, создание масок, сказки и др.;
· бережный путь работы с травмирующими ситуациями, негативными эмоциями, а также с радостью и счастьем;
· развитие творческого самовыражения, воображения;
· возможность "услышать" и понять себя;
· посмотреть на модели поведения в жизненных ситуациях со стороны;
· способ научиться самостоятельно анализировать свои состояния, эмоции;
· отличная возможность эмоциональной разрядки;
· возможность обрести внутреннюю опору и силу для принятия жизненных решений;
· возможность учиться свободному самовыражению;
· получить удовольствие от процесса и от себя в процессе
· возможность учиться адекватно вписывать свой внутренний мир в мир социальный, т.е. взаимодействовать с миром, не теряя своей аутентичности (самости).
Особенности метода. Триадичность. Метафоричность. Ресурсность. Триадичность: доступ к информации В процессе арт-терапии сосуществуют три участника: терапевт/психолог, клиент и результат творческой деятельности клиента.
С помощью выразительных средств в процессе работы с запросом человек может получить доступ к той закрытой по разным причинам информации, которую в обычном режиме работы получить не возможно из-за сильного влияния сверхконтроля. Сознание включает сопротивление в виде страха, выражающегося в агрессии, претензиях, обидах, обесценивании и т.п., как отклик на желание человека жить как-то иначе, изменить то, что ему не нравится, от чего он уже устал.
Применяя метод арт-терапии, возможно "усыпить бдительность" сверхконтроля и безопасно для человека (так, чтобы не было страшно) выйти на информацию, необходимую для прояснения реальной картины происходящего.
Метафоричность: опыт через свободные ассоциации Продукт творчества человека и/или вспомогательные средства (метафорические карты, фото, кинофильмы, музыкальные произведения и т.д.) являет собой некий символ с зашифрованной информацией, которую необходимо расшифровать. Сделать это можно через свободные ассоциации, метафоры.
В процессе творчества человек научается говорить с собой на своём же языке и разрешать себе проживать свои эмоции сохранно для себя, преобразовывая информацию в опыт, который можно применять в повседневной жизни.
Ресурсность: скрытое становится явным Ресурс — энергия, жизненная сила человека, эмоция, заблокированная (вытесненная) из сознания и памяти как неблагоприятная (травмирующая), хотя, в некоторых случаях только воспринимаемая как таковая, но на самом деле не является страшной или болезненной.
При помощи метода арт-терапии возможно аккуратно выявлять, исследовать, проходить блоки, выстраиваемые страхом, и получать доступ к ресурсному материалу.
Арт-терапия: немного истории В учебниках по психотерапии можно прочесть, что теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства исходят из психоаналитических воззрений Фрейда (Freud S.), хотя сам он не интересовался такого рода психотерапевтическими возможностями арт-терапии, а основатель аналитической психологии Юнг (Jung C.G.), использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением Наумбург (Naumburg M., 1966).
Карл Юнг придавал особую значимость символам, считая, что через изображение символов в рисунках проявляется бессознательное. Благодаря этим отображениям, мы можем приблизиться к использованию символов в качестве исцеляющего средства. Символы и на психологическом, и на соматическом уровне вовлечены в процесс развития личности, названный Юнгом "процессом индивидуации".
К. Юнг видел ценность рисунков, содержащих символы из области бессознательного, способных быть фактором целебного воздействия. Метод свободных ассоциаций, предложенный К. Юнгом при работе с символами, вошёл в практику работы со сновидениями.
Более основательное изучение арт-терапевтического процесса началось в 20-е годы XX в. с работ Принцхорна (Prinzhorn H., 1922). В России в 1926 году вышла первая монография, посвящённая
арт-терапии, — книга П.И. Карпова "Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки и техники", где проблема творческих проявлений при психических заболеваниях рассматривалась не только в медицинском, но и в историческом и биологическом аспектах. В США изобразительные средства в психотерапевтическом процессе впервые применил в 1925 году при анализе сновидений своих пациентов Левис (Lewis N.D. S).
Согласно взглядам Гольдштейна (Goldstein K.), творчество — это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
По мнению Абрахама Маслоу (Maslow А.), основным источником человеческой деятельности является непрерывное стремление к самоактуализации и самовыражению. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, А. Маслоу указывает на мгновения высшего переживания красоты и экстаза. Сдерживание творческой силы является причиной неврозов, и смысл психотерапии — в её высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.
Термин "арт-терапия" (буквально: лечение искусством) ввёл в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях.
Неоценимый вклад в развитие арт-терапии внесли такие художники и психологи как Эдвард Адамсон, Джон Тимлин, Маргарет Наумбург, Эдит Крамер и многие другие.
Художник Эдвард Адамсон (1911–1996) Адамсон создал открытые арт-студии, куда пациенты могли приходить и заниматься творчеством. В опубликованной в 1984 году книге
"Искусство как исцеление" Э. Адамсон и Дж. Тимлин продвигали идею свободного выражения, т.е. предоставить людям возможность прийти, взять краску и писать или лепить без комментариев или суждений. Он ненавидел психологическую интерпретацию, которую считал собственными проекциями терапевта на работу. Его стиль работы был назван "невмешательство".
Значения АТ В настоящее время понятие "Арт-терапия" имеет несколько значений:
· совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
· комплекс арттерапевтических методик;
· направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;
· метод.
В своей практике психологического консультирования и коучинга я активно использую изо-терапию, сказкотерапию, техники тактильного моделирования из пластилина, МАК (метафорические ассоциативные карты).
С подборкой
литературы по арт-терапии Вы можете ознакомиться на сайте.
Примеры запросов клиентов я выделила в три группы "3К: Кризисы. Карьера. Коммуникация".
Кризисы:
· разрешение внутриличностных конфликтов (выявление личностных, семейных, родовых сценариев, убеждений), мешающих карьере, развитию своего бизнеса, личной жизни;
· развитие жизнестойкости, стрессоустойчивости и саморегуляции (самопрезентация, публичные выступления, быстрое восстановление сил и работоспособности, вернуть радостное восприятие себя и мира);
· не получается начать своё дело, поменять профессию; начать или закончить отношения и т.д. (работа со страхом самостоятельности);
· уже 40 - поздно что-то менять / тревога за близких / страх что-то не успеть / желание уйти из найма, но не понятно, "как там всё будет" / вроде бы всё есть, но чего-то не хватает / хочу как прежде, чтобы вокруг меня собиралась семья и т.п. ( работа с экзистенциальными темами смысла, одиночества, смерти, свободы);
· незаконченных дел всё больше, а времени их решать не хватает / люди раздражают / хочу развестись, но страшно / моя горячность мешает работе / завить не дает мне покоя / меня как-будно не видят и не слышат и т.п. (трансформация качеств личности, которые не нравятся и мешают в жизни, например, леность, горячность, обидчивость, зависть, жадность, чувство вины, стыда, агрессия, претензии и т.п.) и др.
Карьера:
· тревога, всё ли верно сделано (психологические риски ТОП-менеджера);
- принять решение: поменять профессию или взять отпуск;
· определить помехи и возможности в развитии карьеры;
- деньги есть, но нет времени их тратить (time management) / зарплата та же, а обязанностей стало больше - бесит (делегирование, развитие ассертивности - определять границы, не вызывая агрессии в свой адрес) и др.;
- не понимаю, из-за чего мои проекты либо недолговечны, либо не продаются (развитие статуса "Я - профессионал", определение профессиональной идентичности) и т.п.
Коммуникация:
· гармонизация взаимоотношений (в семье, коллективе, организации)
· вести переговоры эффективно (в бизнесе, в отношения с другими
и с самим собой)
· выход из эмоциональной зависимости в отношениях (работа с Я-концепцией, ценностями, мотивацией, жизненными сценариями);
- с людьми невозможно - они мной манипулируют / жена обязана меня любить - она моя жена / меня всё время перебивают - как сделать, чтобы меня слушали (развитие ассертивности: трансформация агрессивно-манипулятивной стратегии поведения (претензии, требования, обиды и т.д.) в адаптивно-адекватную своим и социальным ценностям/правилам (не обижая, не унижая, не подавляя другого)) и т.п.
С литературой по теме арт-терапии можно ознакомиться в разделе "Литература" на моём сайте
www.irmaklimenko.ru Ирма Клименко
Магистр психологии.
Психолог (социальный, клинический, спортивный, телесно ориентированный).
Арт-терапевт. Коуч личностного и профессионального развития.
Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ).
Член Арт-терапевтической ассоциации (Национальная ассоциация для развития арт-терапевтической науки и практики)
Специалист по:
- развитию жизнестойкости (личности, группы, организации),
- выходу из кризисов,
- развитию карьеры / смене профессии,
- развитию коммуникативных навыков и управлению эмоциями.